ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МОУ СОШ № 8ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ,ИХ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ.1. Актуальность.Требования Президента РФ, Правительства Российской Федерации и Хабаровского края к организации работы по профилактике правонарушений, цели, задачи и принципы построения системы профилактики правонарушений.Профилактика правонарушений – совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, демографических, воспитательных и иных мер по выявлению и устранению причин и условий совершения правонарушений или недопущению правонарушений. Профилактика правонарушений должна осуществляться по всем направлениям общественных отношений. Основным субъектом обеспечения профилактики правонарушений является государство, осуществляющее функции в этой области через органы государственной власти. Органы местного самоуправления, организации, общественные объединения и граждане являются субъектами государственной системы профилактики правонарушений и участвуют в ней в соответствии с законодательством. Объектами профилактики правонарушений являются причины и условия совершения правонарушений, поведение физических и деятельность юридических лиц. Президент Российской Федерации на заседании Государственного Cовета в Ростове-на-Дону 29.06.2007 г. определил три основных направления в работе по профилактике правонарушений: Первое направление – совершенствование правовой базы и усиление организационной работы в этой сфере. Президент подчеркнул, что в нормативных документах должна быть четко определена компетенция и ответственность каждой структуры, входящей в единую систему профилактики. Это позволит повысить общую координацию работы, сконцентрировать, объединить усилия органов власти и общественных организаций на действительно значимых направлениях. Второе направление Президентом РФ выделено особо – профилактическая работа среди молодежи. Он отметил, что на федеральном и местном уровнях уже действуют целевые программы по защите детства. Возрождена работа комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Активизировалась работа подразделений по делам несовершеннолетних ОВД. Однако кардинально снизить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, пока не удается, а неблагополучное положение в молодежной среде определяет негативную динамику развития криминальной ситуации на предстоящее десятилетие. Нельзя успокаиваться Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 обозначившейся тенденцией снижения преступности несовершеннолетних, так как абсолютное количество несовершеннолетних снижается, а количество правонарушений детьми до 14 лет практически не уменьшается. Без знания и понимания причин совершения правонарушений подростками, полной самоотдачи ответственных административных органов, органов образования, культуры, спорта, молодежной политики, СМИ и общественных организаций, непосредственно работающих с детьми и молодежью, нельзя продвинуться вперед в решении данной проблемы. Третье направление – привлечение к охране правопорядка граждан и общественных организаций. Как отмечено в выступлении Президента РФ, чем больше людей будет включаться в эту работу, тем успешнее она будет. Добровольные помощники способны не только снизить уровень преступности на улицах и в жилом секторе, но и заниматься ее профилактикой. Виктимологическая профилактика правонарушений – выявление и устранение, нейтрализация факторов, обстоятельств, ситуаций, формирующих поведение отдельных лиц, обуславливающих повышенную вероятность совершения в отношении них преступлений.ПРОГРАММА«ПОДРОСТОК» ( рассчитана на 2009 – 2014г.г.)Паспорт программы . 1.Наименование программы: программа «Подросток» муниципального образовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 8» г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края.2. Нормативная база: 1) Конституция Российской Федерации; 2) Федеральный Закон РФ№ 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»; 3) Федеральный Закон РФ «Об образовании»; 4) Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;3. Цель программы: Комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной реабилитации в современном обществе.4. Задачи программы: 1. Защита прав и законных интересов детей и подростков; 2. Снижение подростковой преступности; 3. Предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; 4. Профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков; 5. Социально-психологическая помощь неблагополучным семьям; 6. Способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям. 7. Анализ факторов социальной дезадаптации детей и подростков; 8. Систематизация антинаркотической, антиалкогольной пропаганды среди учащихся; 9. Формирование здорового образа жизни; 10. Оздоровление системы межличностных отношений подростка, восстановление его социального статуса в коллективе сверстников; 11. Организация изучения психических состояний подростка, особенностей его личностного развития и поведения; Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 85. Сроки реализации: 2009-2014 годы6. Исполнители программы: администрация МОУ СОШ№ 8, педагогический коллектив , Совет профилактики, медицинский работник школы, социальный педагог, психолог, родительская общественность.7. Ожидаемые результаты. Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит: - повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а также совершающими противоправные действия; - улучшить работу с неблагополучными семьями; - создать стабильные условия для несовершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними. В программе применяются следующие понятия: Несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста 18 лет; Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и(или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц; Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания; Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия; Антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц; Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий; Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Пиво и напитки, изготавливаемые на его основе - пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта. Работа по программе проводится с использованием следующих методов: консультации, наблюдение, групповые и индивидуальные развивающие занятия, тренинги, лекции, беседы, анкетирование, тестирование, мониторинг. Использование узконаправленных методик: социометрия. Основные направления работы по созданию условий по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: сохранение здоровья учащихся: профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в учебной деятельности; предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при проведении воспитательной работы; проведение профилактической работы с родителями (лицами, их заменяющими); организация взаимодействия с органами и учреждениями, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАСоциально-политические и экономические преобразования в государстве в большей степени отражаются на несовершеннолетних. В последнее время подростки всё более становятся криминально активной категорией населения. Значительную часть контингента участников преступлений и правонарушений составляют учащиеся общеобразовательных школ. Это молодые, социально незрелые люди, которые ещё не понимают, что за любые преступления или правонарушения обязательно наступает ответственность. Это те подростки, развитие которых осложнено влиянием отрицательных социально-психологических факторов: проблемами в адаптации к учебному процессу, к жизни школы, трудностями взаимоотношений в семье, подверженностью негативному воздействию средств массовой информации, неблагоприятным социальным отрицательным влияниям. Наряду со стабильным ростом алкоголизма, наркомании, безнадзорности, сексуальной распущенности, правонарушений и преступлений, увеличением других антиобщественных действий, особо настораживает тенденция изменения ценности ориентаций подростков и юношества. Она проявляется в вытеснении традиционных ценностей нравственного порядка, в замещении их физической силой, снижений общественно полезной активности, утверждении социальной апатии, появлении устойчивых стремлений к достижению материального достатка любой ценой, нарушений социальных и нравственных норм. Конечно, учитель не в силах изменить нравственно-политический климат в стране, но предупредить школьника об опасности он может. Педагог способен убедить подростка в необходимости задуматься о возможных последствиях его противоправных действий, показать, чем он рискует. Таким образом, школа может методом интенсивного воздействия на сознание и поведение детей реально повлиять на уровень правонарушений и преступлений в школьной среде. Наше образовательное учреждение, как и многие другие, обладает рядом возможностей для проведения профилактической работы, в частности имеет огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка. Доступ к семье ребенка, квалифицированными педагогическими кадрами, которые совместно со всеми субъектами профилактики, способны обеспечить ведение эффективной профилактической работы. Ведущая роль системы образования в первичной профилактике отражена в ряде нормативных документов, в частности Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде является основным программным Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 документом, регулирующим профилактическую деятельность в образовательной среде. Согласно Концепции, целями первичной профилактической деятельности являются: - изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающее снижение спроса на психоактивные вещества в молодежной среде. - сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений. При проведении профилактической работы работники школы учитывают организационные принципы профилактики, определенные в Концепции Комплексной активной профилактики и реабилитации: 1 принцип - комплексность - подразумевает комплексное взаимодействие органов и учреждений. Администрацией школы совместно с ГОМ-4 составлен план организации работы по защите прав детства, профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ. Организуя сотрудничество с различными субъектами профилактики, педагогический коллектив школы учитывает Рекомендации по осуществлению взаимодействия органов управления образования, образовательных учреждений, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях. В рамках реализации программы налажено тесное взаимодействие с различными субъектами системы профилактики: Управление образования, поликлиники, ГОМы, ЦСРН, КЦСОН №2, учреждения культуры, Дом творчества, ДЮЦ «Дзёмги». 2 принцип - дифференцированность профилактических подходов: по возрасту, по степени вовлеченности в наркогенную ситуацию, по степени наличия факторов риска развития наркозависимости, алкогольной зависимости 3 принцип - аксиологичность - предполагает формирование у детей и молодежи представлений о, здоровом образе жизни, законопослушности. 4 принцип - многоаспектность - включает сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности. 5 принцип - непрерывность - профилактическая работа не должна ограничиваться только временем пребывания ребенка в школе, что обеспечивается благодаря привлечению к работе системы дополнительного образования.