«Функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все
постоянно приобретаемые в течение жизни знания,
умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач
в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
А. А. Леонтьев
Положение о формировании функциональной грамотности обучающихся МОУ СОШ № 8
Методическое сопровождение процесса формирования функциональной грамотности обучающихся
Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность - это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить, как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. «Функциональная грамотность сегодня - это базовое образование личности.
Ребенку важно обладать:
- Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.
- Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи.
- Способностью строить социальные отношения.
- Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию».
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
Общая грамотность: написать сочинение, реферат, считать без калькулятора, отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подбор слов, написать заявление, заполнить какие - либо анкеты, бланки.
Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
Деятельностная грамотность: проявление организационных умений (регулятивные УУД) и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.
Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.
Финансовая грамотность: знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Естественно-научная грамотность: способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
Математическая грамотность: способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
Читательская грамотность: способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Разговор о том, как научиться УЧИТЬСЯ
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
- Функциональная грамотность как актуальный результат предметного обучения
- Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы
- Особенности заданий для формирования и оценки математической грамотности
- Вопросы формирования и оценки естественнонаучной грамотности
- Практикоориентированные подходы к развитию креативного мышления
- Функциональная грамотность. Глобальные компетенции
- Сборник информационных и методических материалов для педагогов
- Компетенции "4К": формирование и оценка на уроке (практические рекомендации)
- УРОКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ (работаем по ФГОС общего образования)
- КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ (МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе)
- МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ (МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по формированию математической грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе)
- ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ (МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе)
- ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ (МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе)
- Развитие глобальных компетенций на уроках обществознания
- Методический совет "Функциональная грамотность учителя - основа развития функциональной грамотности учащихся"
- Формирование функциональной грамотности в процессе изучения предметов естественно-научного цикла
БАНК ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ (инструкция пользователя)
Функциональная грамотность. Банк заданий (издательство "Просвещение")
Банк заданий («Институт стратегии развития образования Российской академии образования»)
Курсовая подготовка по функциональной грамотности