С 1 сентября 2022 года во всех школах России вступают в силу обновлённые ФГОС начального и основного общего образования.
Обновлённые стандарты детализировали требования к результатам и условиям реализации основных образовательных программ.
В 2022 г. обязательное введение стандартов предусмотрено для первых и пятых классов. Завершение перехода всех школ на обновлённые ФГОС планируется в 2025 г.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРт НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФГОС
(сравнение образовательных стандартов 2009/2022 >>>>>>>>)
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Зачем нужны ФГОС?
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Что предусматривает ФГОС?
Каждый стандарт включает 3 вида требований:
1. Требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
2. Требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
3. Требования к результатам освоения основных образовательных программ.
С 1 сентября 2024 года в российских школах появится курс «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР), который заменит собой курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ).
Федеральная программа нового курса состоит из 11 модулей и направлена на развитие навыков, необходимых «в опасной или чрезвычайной ситуации». В программе старших классов на изучение ОБЗР отводится 68 часов.
Школьникам расскажут о правилах безопасности дома, в общественных местах, в транспорте, на природе. Ребят научат предупреждать бытовые травмы и оказывать первую помощь. Также курс включает модуль кибербезопасности и противодействия экстремизму и терроризму.
Отдельно следует упомянуть модуль «Основы военной подготовки». На этих занятиях школьникам разъяснят их права и обязанности в рамках гражданской обороны, расскажут о воинских званиях и дисциплине. Старшеклассники пройдут строевую и огневую подготовку, узнают о понятиях общевойскового боя и научатся обращаться с оружием. Также учеников познакомят с основными видами и устройством беспилотных летательных аппаратов.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) реализуется в 4-х классах общеобразовательных организаций во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с распоряжениями Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. (ВП-П44-4632) и Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р. В рамках данного учебного предмета по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются модули: о 1. «Основы православной культуры»; 2. «Основы исламской культуры»; 3. «Основы буддийской культуры»; 4. «Основы иудейской культуры»; 5. «Основы мировых религиозных культур»; 6. «Основы светской этики». Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Задачи учебного курса ОРКСЭ: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия[6]. Выбор для изучения школьником основ определённой религиозной культуры или мировых религиозных культур, основ светской этики согласно законодательству Российской Федерации осуществляется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося, несущими по ответственность за его воспитание. При этом вы можете посоветоваться с ребёнком и учесть его личное мнение. Преподают все модули, в том числе по основам религиозных культур, школьные учителя, получившие соответствующую подготовку. Для осуществления выбора необходимо личное присутствие (возможно одного из родителей) на родительском собрании и заполнение заявления, которым будет письменно зафиксирован ваш выбор. На родительском собрании представляется содержание каждого из указанных модулей комплексного учебного курса, родители могут получить ответы на вопросы от представителей администрации школы, педагогов, представителей соответствующих религиозных организаций. Присутствие на собрании по крайней мере одного из родителей и заполнение личного заявления – обязательно. Отказ от изучения любого из шести модулей комплексного курса не допускается и рассматривается как препятствование получению ребёнком общего образования в соответствии с законодательством Российской Федерации. |